25.08.2005
На авиасалон мне
удалось попасть в последний день его работы. Это было достаточно жаркое
воскресенье уходящего лета. Несмотря на утренние часы, аэродром г. Жуковского
встретил меня припекающим солнцем и ясным безоблачным небом. Прохладный ветер
тщетно пытался остудить разгоряченную толпу, выстроившуюся во многометровые
очереди на проходных. Люди в камуфляже с металлодетекторами задавали каждому
прохожему одинаковый перечень вопросов касательно содержания их личных вещей, поэтому
внимания на них мало кто обращал. Взоры отдыхающих были устремлены на небо, где
пилоты-асы из нескольких стран поочередно сменяли друг друга в небе. Многие
пытались фотографировать понравившиеся эпизоды выступления, кто-то снимал
происходящее на видеокамеру, а какая-то женщина позади меня усиленно
комментировала все увиденное, пытаясь угадывать выступающих, а так же все
фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками. В толпе не трудно было услышать
и иностранную речь. Для граждан из других стран не было сделано никаких
исключений, и они попадали в одну очередь с коренными жителями, поэтому то тут,
то там раздавались немецкие, французские, скандинавские, английские и, конечно,
вездесущие китайские диалоги.
К тому времени, как
воздушные выкрутасы стали немного надоедать, я был уже внутри. Считаю нужным
упомянуть и о размерах самого аэродрома – общеизвестно, что там находится одна
из самых длинных взлетных полос в Европе. Так вот, по обеим ее сторонам в оба
конца плотным забором были выставлены самолеты и вертолеты из 40 стран мира. По
крайней мере, так было заявлено в телерекламе. Лично я не ставил себе целью
проверить истинность этого факта, а вплотную занялся осмотром экспонатов.
Летательные аппараты колоритно сменяли друг друга на моем пути, пока я разглядывал
самые привлекательные модели. Там были и огромные пассажирские лайнеры, и
спортивные одномоторные самолеты; тяжелые боевые вертолеты, в том числе «Черная
акула» и «Касатка», а так же кресла с пропеллерами и уникальный летательный
рюкзак в стиле «Карлсона». Кроме того, были представлены заморские образцы
фешенебельных самолетиков бизнес класса и, конечно же, выставка, мимо которой
пройти было просто невозможно – Американские истребители F-15 и 17, а так же громадных размеров
военно-транспортный самолет. Изюминкой выставки – были военнослужащие рядов
армии США, которые охотно позировали для фотографий и спокойно общались с
отдыхающими на своем языке. Этим шансом воспользовался и я, отняв у одного из
офицеров целых 15 минут. Мне удалось выведать у него “страшную” тайну.
Оказывается, американцы красят свои самолеты в серый цвет от того, что это
просто самая дешевая краска. Наш разговор не обошелся и без выяснения личностей
друг друга. Я узнал, что моего собеседника зовут Александер Гомез, он мексиканец
по нациоаньности, но америкенец по духу; его военная база находится в
Калифорнии... В конце беседы мы обменялись крепким рукопожатием, открытками и
адресами электронных почтовых ящиков.
Открытки, собственно, продавались там же, в специальном сувенирном
проходе между ангарами. Авиасалон – это, конечно же и коммерческий проект.
Однако тщедушные инженеры и профессора в специальных выставочных павильонах
готовы были с радостью поделиться со всеми желающими информацией о последних
технических разработках их КБ и НИИ. Впрочем, народ не очень-то тянулся на
интеллектуальные беседы и все эти специалисты тихо скучали возле своих стендов.
Сенсацией выставки был новый совместный американо-российский космический челнок многоразового использования “Клиппер”. И хотя на выставку был привезен лишь его натуральный макет, вокруг него бродили тысячи любопытных зевак. Его космические полеты начнутся только в 2012 году, однако уже сейчас его считают наследником “Бурана” и преемником американских “Спейс-шаттлов”.
Напоследок стоит еще раз выразить организаторам выставки благодарность
за грамотную и хорошо продуманную систему работы с людьми. На моих глазах не
произошло ниодного инцедента, а транспорт работал настолько эффективно, что все
желающие могли комфортно прибыть на аэродром и так же свободно вернуться в
Москву. И это при том, что выставку в тот день посетило более полумиллиона
человек.