(Димитрий
Хлебников 2 мая 2008 г.)
по теме
«Философия Николая Кузанского».
Содержание.
1. Введение.
2. Биография.
3. Философия Николая Кузанского.
3.1. Истоки философии.
3.2. Вехи творчества.
4. Заключение.
Введение.
Философская мысль наших дней все чаще обращается к творческому наследию Николая Кузанского, одного из крупнейших мыслителей Эпохи Возрождения. Для этого есть очень веские основания. Творчество его настолько объемно, что до сих пор еще не осмыслено в полной мере.
Эпоха, которую отразил в своих произведениях Николай Кузанский, - это эпоха ломки тысячелетних феодальных отношений вызревания новых, буржуазных, развитие которых привело в конце концов к революциям Нового времени. Дисгармоничность социального бытия переходной эпохи, ее противоречия наложили отпечаток на все творчество и личность немецкого философа.
Сама динамика социального развития вызвала к жизни гениальные диалектические
идеи философа из Кузы. Ранняя буржуазная культура отличалась духом
противодействия феодальной идеологии, оптимизмом, жизнерадостностью. Одной из
форм раннебуржуазной идеологии, получившей особое развитие в Италии, было так
называемое гуманистическое движение, провозгласившее идею творческой
самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости, земное
счастье. Итальянская светская культура, несомненно, оказала воздействие на
многие стороны философского творчества Николая Кузанского; правда это
воздействие не было непосредственным, потому что значительную часть своей жизни
философ провел в Германии, культура которой в тот период была окрашена в
религиозно мистические тона.
Священнослужитель, последовательно прошедший почти все ступени церковной
карьеры, ревностный деятель Римской католической церкви – и, казалось бы,
далекий от мирской суеты мыслитель, ушедший в созерцание сугубо философских
истин; религиозный проповедник, охваченный эсхатологическими настроениями,
ожиданием прихода антихриста - и, ученый, открывающий пути естествознанию
Нового времени.
Биография.
Николай
Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии в 1401 году. Отец его был
рыбаком и виноградарем. Достоверных сведений о детстве философа нет. Известно
лишь, что подростком он бежал из родного дома и нашел прибежище у графа
Теодорика фон Мандершайда, который впоследствии в течение многих лет
покровительствовал Кузанцу, способствуя его карьере. Предполагают, что на
первых порах граф отдал способного
подростка в школу «братьев общей жизни» в Девентере (Голландия). Характер
обучения в этой школе позволяет многое понять при рассмотрении особенностей
мировоззрения Николая Кузанского. В школе обучали «семи свободным искусствам»,
занимались комментированием теологических и философских книг, изучением
латинского и греческого языков.
Вернувшись в
Германию, Николай поступил в Гейдельбергский университет, где он мог
познакомиться с номиналистическими концепциями. В 1417 г. он прибыл в Падую,
известную своими аверроистскими традициями в области философии. В XV Веке Падуя считалась одним из крупнейших центров
образования и культуры. Николай поступил в школу церковного права, однако его
интересы не ограничивались юриспруденцией. Именно в Падуе начинается его
увлечение проблемами естествознания, математикой, медициной, астрономией,
географией.
По
возвращении на родину, Кузанец решает посвятить себя богословской деятельности.
В течение года он изучает богословие в Кёльне и, получив сан священника, в 1426
г. поступает секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Через
некоторое время он становится священником, а затем настоятелем церкви св.
Флорина в Кобленце.
В 1433 г. Николай Кузанский отправляется на Базельский церковный собор,
который представлял собой объединение нескольких кардиналов, которые пытались
возвысить авторитет церкви путем ограничения папского абсолютизма. Он выступил
сначала как сторонник верховной власти соборов. В таком духе написано его
первое сочинение «О согласии католиков». Здесь начинающий философ высказывает
сомнения относительно «Константинова дара» - документа, согласно которому
римские папы якобы получили право не только на духовную, но и на светскую
власть в Риме от самого императора Константина. Нет ни единого источника,
говорит Кузанец, где было бы указано, что император передал княжеские права над
страной и людьми римскому папе Сильвестру и его последователям. В ходе собора
Николай перешел на сторону папы Евгения IV, по-видимому, решив, что собор бессилен осуществить
предложенные им реформы.
Благодаря
содействию гуманиста Амброджо Траверсари Кузанец поступает на службу в папскую
курию. В 1437 г. вместе с церковным
посольством он едет в Византию для переговоров с
греками по поводу объединения Западной и Восточной христианских церквей перед
лицом нашествия турок. В Константинополе Николай собрал ценные греческие
рукописи, познакомился с известными тогда
неоплатонистами Плифоном и Виссарионом. Поездка в Константинополь стала важной
вехой в формировании его мировоззрения. Возвращаясь оттуда, он пришел к одной
из наиболее плодотворных идей своей философии – идее совпадения
противоположностей, которую он хотел использовать в качестве онтологического
обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и
раздоров.
В 1448 г.
Кузанец получает звание кардинала. Это новое положение, по видимому,
способствовало некоторому изменению его философской позиции.
Став в 1450 г.
епископом Бриксена и одновременно папским легатом в Германии, Николай
инспектирует монастыри, выступая против пренебрежения проповедями, против
нерадивого отношения клира к своим обязанностям. С 1451 по 1452 г. Кузанец
путешествует по империи, в частности с целью вернуть гуситов в лоно
католической церкви (что ему не удалось). В 1457 г. Николай возвращается в Рим,
где уже в качестве генерального викария опять пытается проводить реформы.
Умер он в Италии, в
Тоди, в 1464 году.
Истоки философии Кузанца.
При построении своей системы Кузанец обращался к огромному арсеналу учений,
существовавших в разные времена в разных странах. Гуманистическая ориентация
Кузанца сказалась в обостренном интересе к античной философии. Пифагор,
Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатоники Прокл и Боэций – вот неполный
перечень авторов, цитируемых им. Математические идеи Кузанца во многом были
вдохновлены сочинениями Пифагора, Прокла, Боэция. Один из основных принципов
философии Николая – принцип «все во всем» является своеобразным отражением идеи
Анаксагора, согласно которому каждая вещь в той или иной мере содержит в себе
все остальные вещи. Однако в его сочинениях обнаруживается влияние
прежде всего Платона и неоплатоников. Обращение к платоновской философии в XV веке было свидетельством свободомыслия, ведь Кузанец
даже в церковно-политических сочинениях выходил за пределы официальной
католической доктрины, проявляя независимость мышления. Общеизвестно, что с XIII века христианская теология развивалась в русле
приспособленной к нуждам официальной католической доктрины философии
Аристотеля. Платонизм в XV веке
выступал чаще всего в той неоплатонической окраске, которую придали философии
Платона последователи Плотина и Прокла Плифон и Виссарион. Приверженность
платонизму была характерна для большинства гуманистов, в том числе и Николая
Кузанского, воспринявшего платонизм в трактовке Прокла.
От христианской
традиции Николай унаследовал проблему отношений Бога и мира, но предложил
решение этой проблемы, не соответствующее официальным установкам. Сан не
позволял Кузанцу критиковать Фому Аквинского – «столпа схоластики»; он
ссылается на него и даже заимствует у него отдельные формулировки. Однако дух
сочинений Николая противоречит учению Фомы. Кузанец, в частности, оставляет в
стороне одну из основных проблем схоластики, проблему «рациональных» доказательств
бытия Бога. Косвенная критика томизма заключается также и в отсутствии
преклонения перед Аристотелем, учение которого Фома Аквинский сделал основанием
католической теологии, сильно сдвинув акценты в философии Стагирита.
Сильное воздействие
на характер учения Кузанца оказали мистические учения. Речь
идет не о правоверно-церковной мистике, предполагающей абсолютное подчинение
воле Бога, смирение и самоуничтожение человека, а о «еретической», которая
носила пантеистический характер и часто служила обоснованием притязания
народных масс на социальное равенство и свободу власти от церкви.
Отметим несомненное
влияние на Николая неортодоксальных идей Иоганна (Мейстера) Экхарта.
Отрицательный метод познания Бога доведен Экхартом до крайности. Для него божество
– «чистое Ничто», не знающее самого себя, абстракция, лишенная всяких
определений, в том числе и признака бытия. Вместе с тем, Экхарт полагал, что
божество – праоснова всего сущего, которая присутствует во всех вещах во всех
вещах.
Вехи творчества Кузанца.
В 1440 году появляется первая философская книга Николая «Об ученом
незнании». Здесь содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех
природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности
Вселенной и о человеке как микрокосме. Уже в этом сочинении выявилась
пантеистическая тенденция философии Кузанца.
К тракту «Об ученом незнании» примыкает трактат «О предположениях»,
большинством исследований относимый к тому же 1440 году. В 1442-1445 годах
Николай пишет четыре небольших сочинения (трактаты «О сокрытом боге», «Об
искании бога», « О даре отца светов, «О становлении»), в которых
пантеистическая тенденция выступает в форме
идеи мистического единения человека с богом, обожествления человека в
процессе познания бога.
В 1450 году вышли еще четыре книги Кузанца под общим названием «Простец»
– два диалога «О мудрости», диалоги «Об
уме» и «Об опытах с весами». Эти книги написаны в форме беседы простеца с
философом и ритором, в ходе которой, простой,
невежественный человек из народа поучает «ученых» в деле постижения высшей
мудрости. Простец представляет здесь точку зрения, обоснованную в трактате «Об
ученом незнании».
В диалоге «Об опытах с весами Кузанец рассматривает опыт как источник
познания природы, здесь он пытается ввести в естествознание количественные
методы и точные измерения. В этой работе Кузанский выступил провозвестником
новой эпохи, эпохи господства науки и техники. Заслуги Кузанца в истории
естествознания неоспоримы. Он первым составил географическую карту Европы,
предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении (она
была проведена полтора столетия спустя). Известный
историк математики Кантор отметил значительную роль философа в истории
математики, в частности в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении
бесконечно малых величин. Идеи Николая в области космологии подготовили учение
Бруно о бесконечности Вселенной.
В 1453 г. он пишет
книгу «О согласии веры», где проводит смелую для той эпохи мысль о том, что
едина религия всех разумных существ, и она «предполагается во всем различии
обрядов», т.е. в различных религиозных обрядах он
сумел увидеть одно религиозное содержание. На этой основе Кузанец предлагает
всем верующим объединиться и прекратить религиозные войны.
Последнее
десятилетие своей жизни Кузанец особенно усердно занимался философией и
математикой, что нашло отражение в его трактатах «О видении бога» (написанном
для монахов монастыря в Тегернзее) (1453) и «О берилле».
В последние годы
философом написаны «О бытии-возможности» (1460), «О неином» (1462), «Об охоте
за мудростью» (1463) и, наконец, «О вершине созерцания» (1464). В этих работах
выясняется вопрос об отношении между богом и миром и о способах познания
абсолюта.
Заключение.
В заключении, хотелось бы
подчеркнуть, что Н. Кузанский в свою очередь произвел на меня сильное
впечатление. Он расширил мои представление о картине мира, дав ответы на те
вопросы, которые мучили меня долгое время.
Например, вопрос о триединстве Бога. Как
сказано в библии, бог один, но он в трех лицах. Представить себе это было
практически невозможно, пока на глаза не попалась трактовка «О триединстве
вечности». Кузанский пишет: «Итак, доказано, что единство вечно, равенство
вечно и так же вечна связь. Вместе с тем, вечных вещей быть не может. Всякому
множеству предшествует единство, и если
бы вечных вещей было много, каждая уменьшала бы собой другую,
почему ни одна не была бы совершенной, и оказалось бы нечто вечное,
которое было бы не вечным, раз оно не несовершенно; поскольку это
невозможно, многих вещей быть не может. Но так как единство вечно, равенство
вечно и связь тоже вечна, то единство, равенство и связь
суть одно.» Пантеистические взгляды Кузанского
прямо отражены в приведенной выше цитате, и хотя там нет упоминания Бога,
становится ясно, что хотел нам поведать великий философ.
Другая, не менее интересная идея высказана в
«Абсолютной необходимости максимума»: «…В самом деле, поскольку всякий не-максимум конечен, он имеет и начало,
причем начало обязательно от чего-то иного, иначе, имей он начало от самого
себя, он существовал бы когда его еще не было… Следовательно,
должен существовать максимум просто, без которого ничего не может быть».
Совершенно очевидно, что Кузанский не мог напрямую заявить, что Бог – это вовсе
не тот, кому привыкли поклоняться люди всей Земли, а та неведомая мистическая
сила, которой пропитан весь мир, – философа просто сожгли бы на костре за такие
предположения, обвинив его в ереси. Эта перспектива, видимо, вынудила его
запутать собственную философию настолько, чтобы инквизиторы не смогли найти в
ней скрытый смысл и позволили ей дойти до наших дней.
При создании
реферата были использованы материалы
«Сочинений Николая Кузанского»: Академия наук СССР, институт философии,
издательство «Мысль». Москва – 1979.